Мохандас Ганди по прозвищу «Великая душа»
Фильм «Ганди» был снят в 1982 году. Он повествует об основных событиях жизни Махатмы Ганди, «величайшего индийца после Будды», по словам Индиры Ганди; человека, подарившего Индии свободу.
Эта картина получила множество премий, в том числе «Оскар» в номинации «Лучший фильм» (всего фильм завоевал 8 «Оскаров», 5 «Золотых глобусов» и несколько других наград).
Путь Ганди показан начиная с того момента, как он, будучи молодым адвокатом, получившим образование в Лондоне, отправляется в Южную Африку, чтобы вести дела одной индийской компании.
Там он сталкивается с оголтелым расизмом в отношении индийцев. Тогда и начинается его борьба за права своих соотечественников. Там, в Южной Африке, Ганди впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление.
Добившись равноправия с белым населением Африки, он возвращается в Индию, которая остается для него, практически лондонского джентельмена, пока еще чужой страной. Путешествуя, Ганди проникается болью своего народа.
Тогда он и начинает борьбу за независимость страны от британского колониального владычества. Борьбу, которой он посвятил себя всего и которую продолжал до конца своей жизни.
***
Рассуждать о личности Ганди, о его роли в судьбе Индии и влиянии на мир, по-моему не имеет смысла.
Даже трехчасового фильма оказалось мало для того, чтобы изобразить этапы становления Махатмы Ганди как философа, политика, учителя.
К слову сказать, сам он считал себя недостойным титула «Махатма» (в переводе с санскрита «Великая дума»). Так, в частности, называли в Индии Ленина (в 1926 году Учителя Востока передали советскому правительству ларец со священной гималайской землей; на ларце была надпись: «На могилу Брата Нашего Махатмы Ленина»).
Чисто с кинематографической точки зрения фильм сейчас выглядит немного наивным, несмотря на это он наполнен трагическими событиями, которые даже зрителя из 21-го века задевают за еще неокостеневшие струны души. Оценить сценарную составляющую невозможно, потому как в фильме нет неожиданных поворотов сюжета. Это кино о становлении великого человека, о том, как наивный юноша превращается в мудреца, праведника, отца нации; человека, в одиночку изменившего историю своей страны и судьбу своего народа, человека, предотвратившего гражданскую войну. К счастью, я вообще не знаю развлекательных биографических фильмов.
Все актерские работы, я считаю, безукоризненны. Отдельных слов заслуживает игра британского актера сэра Бена Кингсли (оказавшегося наполовину индийцем). Кингсли потрясающе сыграл Ганди, очень искренне, в нем чувствуется невероятная глубина и духовная мощь.
Практически, говорить о Кингсли, как о большом актере, стали именно после этой работы. За роль Ганди он получил «Оскар», но талант сложно измерить количеством премий.
За этот пронзительный взгляд, за нерв, за наивную улыбку я готов отдать добрую половину всех фильмов, получивших награды американской киноакадемии (а еще у него в фильме забавный индийский акцент).
Чёрт, хотел написать о Ганди не казенным языком, без этих рецензентских клише: написать о его доброте, о вере в любовь и справедливость, о том, что во всех священных книгах написано одно и тоже, о великой душе, наконец, — но видимо, не получилось. Получилось школьное сочинение на тему «Махатма Ганди».
Приятными были моменты узнавания некоторых актеров, тогда еще молодых и неизвестных, таких как будущий мастодонт кино Дэниэл Дэй-Льюис и папа Чарли Шина — Мартин Шин.
Дважды лауреат «Оскара» Дэниэл Дэй-Льюис
Мартин Шин
Еще хотелось бы сказать о поразительном сходстве загримированного Бэна Кингсли и Махатмы Ганди — просто одно лицо, честное слово.
«Если ты хочешь перемен в будущем — стань этой переменой в настоящем»
Махатма Ганди
Категория: кино